фото: pixabay.com
Специалисты отмечают, что форма ушной раковины у каждого человека уникальна примерно в той же степени, что и отпечатки пальцев, но до сих пор было не слишком много известно о том, каким образом это влияет на восприятие звука различными людьми. В ходе серии экспериментов добровольцев сажали в кресло, окружённое динамиками, и просили, продолжая смотреть вперёд, определить, какой из этих динамиков является источником того или иного звука. Первоначально участники хорошо справлялись с этой задачей. Однако после того, как форму их ушных раковин изменили с помощью силиконовых вкладок, им стало значительно сложнее понять, сверху звук доносится или снизу. Через неделю результаты стали примерно такими же, как раньше — по мнению учёных, это означает, что мозг адаптировался к новым условиям.
Понять, слева или справа доносится определённый звук, человеку, как правило, проще всего — этому способствует расположение ушей с левой и правой сторон головы. При этом для того, чтобы определить источник звука «по вертикали», как показывают результаты, мозгу необходимо принимать во внимание форму ушной раковины. Как предполагают учёные, подобные результаты могут говорить и о том, что от формы ушной раковины может в целом зависеть точность, с которой человек способен определить расположение источника сигнала относительно себя.
Исследование было опубликовано в научном издании Journal of Neuroscience.
В прошлом году научная работа, также посвященная ушам человека, оказалась удостоена полушутливой Шнобелевской премии — награды, вручаемой «за достижения, которые заставляют сначала засмеяться, а затем задуматься». Британские учёные, ставшие обладателями премии в номинации «анатомия» сумели объяснить, почему пожилые люди нередко обладают непропорционально большими ушами. Как выяснилось, уши у человека продолжают расти после тридцати лет примерно на два миллиметра в десятилетие.